Экологическое просвещение
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.
Общее законодательство
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ).
- Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.
Законодательство по экологической безопасности.
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
- Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
- Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ.
- Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ .
- Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ .
Законодательство по радиационной безопасности населения.
- Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
- Федеральный закон «О финансировании особо радиационноопасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 №29-ФЗ.
- Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
Законодательство по природным ресурсам.
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
- Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
- Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ.
- Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ.
- Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
- Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
- Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
- Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
- Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ.
- Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
- Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
- Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
- Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
- Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ.
- Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.
Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды
Администрация Приморского сельского поселения разъясняет, что Указом Президента РФ от 19.04.2017 №176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года.
Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:
принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;
формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;
проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также экологической экспертизы и экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности;
лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;
внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;
применение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий (их частей) городов и иных населенных пунктов с учетом расположенных на этих территориях стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды;
ведение Красной книги Российской Федерации и красных книг субъектов Российской Федерации;
реализация стратегий сохранения редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов;
управление системой особо охраняемых природных территорий;
повышение эффективности государственного экологического надзора, производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля), общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) и государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в том числе в отношении объектов животного и растительного мира, земельных ресурсов;
повышение эффективности надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования объектов животного мира;
государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;
создание системы экологического аудита;
стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;
использование программного подхода в области охраны окружающей среды и природопользования;
создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории Приморского сельского поселения
Органы местного самоуправления являются субъектом природоохранной деятельности, и согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», осуществляют деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В целом экологическая ситуация в Приморском сельском поселении благоприятная. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Основными источниками загрязнения окружающей среды являются автотранспорт, твердые коммунальные отходы (далее – ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Решена проблема сбора и утилизации ТКО. На территории сельского поселения установлено 40 контейнерных площадок. Вывоз ТКО осуществляет региональный оператор. Утвержден реестр контейнерных площадок на территории Приморского сельского поселения.
Ежегодное увеличение количества автотранспорта неизбежно приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Его выбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомагистралей.
Действующих объектов специального назначения – скотомогильников и биозахоронений, а также полигонов ТКО на территории поселения не имеется.
Несмотря на предпринимаемые меры, продолжают образовываться несанкционированные свалки мусора, отдельные домовладения не ухожены. Накопление в больших масштабах промышленных отходов и негативное их воздействие на окружающую среду является одной из главных проблем обращения с отходами. Первоочередная задача – благоустройство контейнерных площадок ТКО.
На территории Приморского сельского поселения находится 3 артезианских скважины, снабжающие население питьевой водой.
Администрацией Приморского сельского поселения проводятся месячники по уборке территории поселения с апреля по октябрь. Проводится разъяснительная работа с населением по вопросу обращения с ТКО, о запрете сжигания мусора, о негативных экологических последствиях.
Ежегодно на празднике, посвященном Дню поселка, подводятся итоги конкурса «Лучшее подворье», чествуются и награждаются жители поселка – победители конкурса.
Решением Приморской сельской Думы от 24.08.2017 утверждены Правила благоустройства территории Приморского сельского поселения. Вышеуказанный нормативный правовой акт размещен на сайте Приморского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.
Граждане Приморского поселения!
Давайте защитим природу, чтобы жить долго, чтобы быть сильными и здоровыми. Любите животных, защищайте их, посадите деревья и цветы, кормите птиц, не загрязняйте окружающую среду!
Экология